Зарубежные бренды уходят с российского рынка буквально «пачками». Попробуем спрогнозировать, закипит ли снова прежняя весёлая бурная жизнь на опустевшей рекламной поляне?
Рекламная отрасль, которую мы потеряли
По данным комиссии экспертов АКАР (Ассоциации коммуникационных агентств России), в 2021 году суммарный объём рекламы в средствах распространения за вычетом НДС превысил 578 миллиардов рублей, что на 22% больше, чем в 2020 году. Это высочайший годовой объём рынка за всю историю России, и самая высокая рыночная динамика после кризисного 2008 года. В не омрачённом кризисами 2019 году рынок тоже неплохо «подскочил», прибавив 17%.В ковидно-кризисное время, то есть в 2020-2021 годах, больше всех выросли, по сравнению с показателями 2019 года, интернет-сервисы, онлайн-видео, обычное телевидение и digital-сегмент издательского контента. Наружная реклама в этот сложный период своим ростом тоже не подкачала.
Будущее есть?
Но сейчас наступил кризис иного рода. Иностранный бизнес, после начала известных событий, массово «повалил на выход». Будет ли кем его «импортозаместить»? Как там нынче поживают отечественные рекламодатели?Если речь идёт о рекламе в российском телевизоре, то тут, как уверяют «оптимисты», вроде бы беспокоиться не о чем. В ковидно-кризисном 2021 году доля российских рекламодателей на ТВ составила 56% в рекламных бюджетах телевидения по всей стране. Несколько лет назад эта цифра колебалась в пределах 44-45% — причём существенных кризисов тогда ещё не наблюдалось. То есть доля «наших» рекламодателей в последние годы только увеличивалась. Некоторые эксперты уверены, что и в нынешней ситуации этот процесс роста продолжится.
Также «оптимисты» уверяют, что самый крупный в Европе рынок — российский, на 145 млн человек, — никто так просто покидать не станет.
Ведь сами компании сейчас замораживают свою деятельность с большой неохотой. Причины понятны: самые топовые фирмы ранее уже израсходовали на инвестиции в Россию миллиарды долларов и евро. Некоторые из них вообще большую часть своей продукции производят здесь же. Вряд ли им будет по душе всё это разрушить и оставить.
Эксперты указывают и на глобальную взаимосвязанность рынка рекламы, и предрекают, что, касаемо рекламных носителей, будет, как и в период пандемии, переход с одних типов медиа на другие.