Top.Mail.Ru
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
OK
Новости РА «Такса»

Всё не так просто, как можно было подумать: тайны разработки навигации в столичном метрополитене

Всё не так просто, как можно было подумать: тайны разработки навигации в столичном метрополитене
Современная навигация в московском метро настолько удобна и понятна москвичам и гостям города, что заблудиться в здешней подземке – дело нереальное! Но возникло это удобство не на пустом месте: чтобы в метрополитене никто не сбился с пути, большая команда специалистов кропотливо работает каждый день.
Что и как учитывают при разработке указателей и схем для каждой конкретной станции? Сколько времени требуется на разработку? Могут ли современные сервисы и технологии полностью заменить знания, умения и опыт специалистов метрополитена?

Эти и многие другие тайны «навигацкого дела» (выражаясь языком эпохи Петра Первого) мы сейчас и узнаем!
Как работает отдел навигации метрополитена

Всю работу – аналитику, креативы, дизайн – делают в отделе навигации метро. Транспортные аналитики «вычисляют», где именно размещать знаки, и какими должны быть их оптимальные размеры, чтобы на них поместилась вся самая важная информация. Сотрудники, обрабатывающие обращения и отзывы пассажиров метро, помогают выяснить, эффективно ли работает навигация в той или иной точке метрополитена. А дизайнеры воплощают все идеи в реальность.

Сотрудники отдела навигации – талантливые и креативные молодые люди, любящие Москву, метро и вообще всю транспортную тематику. Их главная задача – не дать пассажиру потеряться в «подземном мире».

И в достижении этой цели им приходят на помощь различные современные сервисы и «умное» оборудование. С помощью геоинформационных систем работники отдела анализируют и редактируют цифровую карту пространства. В сервисах для графического дизайна они проектируют макеты навигационных элементов.

Однако основная работа всё же делается головой и руками: ни одна, даже самая умная программа пока что не в силах проверить, насколько понятна людям навигация на пересадочных станциях с большим числом выходов, и никакой сервис не подскажет, куда направить пассажиров того или иного автобусного маршрута. Даже мировой опыт не всегда пригоден: у Москвы есть ряд своих уникальных особенностей, и к ней нужно применять свои же уникальные подходы.
Совместная слаженная работа

Работники отдела навигации время от времени сами осматривают станции метро, чтобы собственным, а не электронным глазомером оценить удобство указателей и схем, проверить их актуальность. Ряд задач они выполняют в кооперации с другими службами метрополитена. Например, транспортные аналитики отдела навигации оптимизируют движение пассажиров совместно с коллегами из службы движения, в которой придумываются схемы распределения людских потоков, а отдел навигации, в соответствии с разработками коллег, направляет эти потоки нужным образом при помощи своих указателей и схем. Такой совместной работой специалисты оптимизировали навигацию на «Комсомольской» Кольцевой линии — самой многолюдной станции московского метро. Через неё проходит около 200 тысяч человек в сутки.

Отдел технического контроля строго отслеживает, не стёрлись ли наклейки на полах и в целости ли указатели. А дирекция инфраструктуры обслуживает сами элементы навигации. Когда огромный город засыпает, за закрытыми дверями метро начинается ночная «подземная» жизнь. Лайтбоксы моют или просто стирают с них пыль, по мере необходимости актуализируют информацию. Если станция «обзавелась» новыми выходами, отдел навигации обновляет макеты, а дирекция инфраструктуры размещает их на местах. Как правило, бригада справляется с заменой всех знаков на станции за одну ночь. Но на новых станциях, с большим количеством (от сотни и выше) навигационных указателей, их замена может потребовать нескольких ночей.

Помимо всего вышеперечисленного, отдел навигации метрополитена держит в курсе всех изменений команду, обслуживающую мобильное приложение «Метро Москвы».
Работа над указателями: от идеи до реализации

Разработка навигации – дело труднопредсказуемое: этот процесс может занять считанные часы, а может и целый год. Смотря какой проект нужно создать — новый или типовой. Допустим, пассажир прислал в отдел навигации предложение добавить на знак навигации некий новый полезный объект. Специалисты отдела обязательно эту идею рассмотрят, проанализируют и решат, достоин ли объект добавления. Далее, в случае положительного решения, вносят коррективы в дизайн-макеты, запускают макеты в производство и размещают знак. Хэппи-энд.

Отдел навигации каждый день поддерживает постоянную обратную связь с пассажирами. Подход к каждому обращению индивидуален. Если идея интересная и требует более тщательного рассмотрения, специалисты отдела едут на станцию. Если потребуется – организуют фокус-группы и реализуют пилотные проекты, чтобы новые решения оценили сами пассажиры. Фокус-группы полезны тем, что помогают выявить то, что по-настоящему волнует пассажиров, обсудить это и далее учитывать в ходе разработки навигации. Имеется опыт проведения фокус-групп на самых востребованных станциях: «Комсомольской», «Курской», «Чкаловской», «Тургеневской», «Новокузнецкой». Участвовали в них все желающие, пассажиры задавали вопросы представителям Департамента транспорта и высказывали свои соображения.

Подготовив проект, команда переходит к следующему этапу – изготовлению макетов. Это задача производственного отдела метрополитена. Там делают наполнения для лайтбоксов, печатают схемы, логотипы, стикеры. Затем на очереди установка навигации и контрольный этап — проверка установленных знаков перед тем как новая станция начнёт функционировать. Вся работа над типовым проектом потребует нескольких месяцев. А если нужно всего лишь поменять информацию на одном из указателей, то специалистам на это понадобится два-три часа.

К новым проектам – другой подход, более долгий по времени. Чтобы придумать и протестировать решения, может понадобиться больше года. Когда разрабатывали навигацию для Москва-Сити, возникла необходимость создать указатели и схемы для ближайших станций, поэтому сотрудники метрополитена спроектировали знаки для территории делового центра вместе со специалистами транспортного комплекса.

Всем выходам из башен Москва-Сити присвоили номера, а территорию бизнес-центра поделили на зоны — кластеры. Каждой зоне выделили на картах свой цвет. Каждой башне присвоили букву – первую из её названия. К примеру, башня «Эволюция» отмечена красным цветом и буквой Э. Теперь достаточно найти на указателях значок нужного цвета и с нужной буквой, чтобы стало понятно, куда держать направление. В метро использовали те же обозначения башен, что и на территории делового центра.
Система транспортной навигации Москвы и нововведения в её метрополитене

Любые перемены в Московском метрополитене проходят плавно и бережно. Пассажирам они интуитивно понятны, поскольку выполняются в рамках и по принципам единой системы транспортной навигации Москвы, регламентирующей основные правила отображения навигационной информации, принципы её построения и раскрытия, единый шрифт и правила вёрстки макетов. Благодаря этой системе в московском транспорте внедряется так называемое «бесшовное» информационное пространство для пассажиров. Это означает, что неважно, каким видом транспорта вы сейчас пользуетесь: всё равно макеты в метро, на МЦК, МЦД и просто на улицах стилистически и тактически едины, вследствие чего понятны всем и каждому.

Немалая часть идей, которыми сейчас пользуется весь общественный транспорт Москвы, впервые были опробованы именно в подземке. Например, в 2014 году метрополитен начал нумеровать выходы со станций. Позже этот «лайфхак» распространили на МЦК и МЦД.

Навигация в Московском метро системная, логичная, с чёткой иерархией элементов. Используются всего 15 типов навигационных элементов, каждый из них выполняет свою функцию. Устанавливаемые на входе таблички с номером входа, названием станции и номером/цветом линии сотрудники отдела навигации именуют «приветственными». В вестибюлях и на платформах обязательно имеются карты территорий вокруг станций. Есть маршрутно-путевые полосы, которые пассажир видит на стене, противоположной от той платформы, на которой он стоит. На колоннах размещены вертикальные списки станций. Каждый навигационный элемент важен, размещён в определённом, наиболее подходящем ему месте, и несёт свою «службу» максимально эффективно.

Свыше шести тысяч световых конструкций (лайтбоксов) и четырёх тысяч указателей (несветовых конструкций) направляют пассажиров по всему метрополитену на путь истинный. Внутри вагонов размещено свыше 30 тысяч схем линий метро.

Крайне важный момент в навигации подземки — нумерация линий. Сами москвичи хорошо знают длинные двойные названия своих линий: Таганско-Краснопресненская, Серпуховско-Тимирязевская, Калужско-Рижская. А вот гостям столицы с ними приходится трудно. Им гораздо легче запомнить номер или цвет линии, и далее следовать по маркерам-кружкам на указателях. Сделал проще и быстрее перемещение по городу и тот факт, что на станциях метро стали размещать таблички с номерами маршрутов наземного транспорта. Они подсказывают пассажиру, какой выход выведет его к нужному автобусу, трамваю, электробусу.

Не оставили без внимания специалисты и людей с ограниченными возможностями: навигацию в метро также адаптируют и для них. Команда провела анализ всей инфраструктуры подземки на эту тему: где доступны подъёмники, пандусы и прочие средства, облегчающие передвижение особенных пассажиров. Так был составлен рейтинг станций. На схеме метро отметили самые доступные для маломобильных пассажиров.

Также в столичном метрополитене теперь есть карты станций, где зелёным цветом обозначили выходы, наиболее удобные для людей с ограниченными возможностями. Эти карты разместили у входов в метро и на платформах 20 станций, в том числе на «Профсоюзной», «Полежаевской», «Хорошевской». В текущем году такими картами оснастят все станции. Кроме того, их добавят в приложение «Метро Москвы».

Не так давно в поездах «Москва-2020» ввели улучшенную линейную навигацию в виде экранных табло, показывающих, по какой линии следует и к какой станции направляется состав. С помощью этих табло пассажир узнает, в каком вагоне он едет, сколько времени осталось до следующих станций и как устроена следующая по маршруту станция: куда идти, чтобы перейти на другую линию, или в каком направлении следовать, чтобы попасть к нужному выходу. По Кольцевой линии уже ходят поезда с обновлённой линейной навигацией. Скоро её внедрят на всех линиях, по которым курсируют составы «Москва-2020».
Общество Реклама в метро Транзитная реклама