Top.Mail.Ru
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
OK
Новости РА «Такса»

Трамвайное кольцо на ВИЗе скоро полностью перестроят. Вспоминаем его историю.

Трамвайное кольцо на ВИЗе скоро полностью перестроят. Вспоминаем его историю.
Екатеринбург скоро лишится ещё одного всем привычного «старинного уголка»: кардинально поменяется трамвайное кольцо возле площади Субботников на ВИЗе. Его полностью разберут и построят заново: более широкое, с современными остановочными пунктами и диспетчерской. Движение трамваев будет организовано по-новому. «Разборка и перестройка» в значительной мере разрешат накопившиеся транспортные проблемы Верх-Исетского района.
ВИЗовское кольцо было построено почти одновременно с началом трамвайного движения в советском Свердловске. Первую трамвайную линию в городе запустили в 1929 году: она протянулась от Цыганской площади (сейчас это территория Южного трамвайного депо) по маршруту ул. Фрунзе – ул. 8 Марта – ул. Ленина – ул. Толмачева – ул. Свердлова – железнодорожный вокзал.
Рабочие прокладывают трамвайные пути к Верх-Исетскому заводу. Газета «Уральский рабочий», 22 мая 1930 года
Рабочие прокладывают трамвайные пути к Верх-Исетскому заводу. Газета «Уральский рабочий», 22 мая 1930 года
Далее проложили путь на ВИЗ. Эту ветку, связавшую Свердловск с тогдашним посёлком Верх-Исетск – местом расположения металлургического завода – запустили в 1930 году. Она вела к трамвайному кольцу, построенному почти у самой проходной завода. По случаю открытия новой линии провели торжественный митинг – пуск ветки приурочили к очередной годовщине изгнания с Урала армии Колчака.
Так выглядело разворотное кольцо на площади Субботников в тридцатые годы прошлого века
Так выглядело разворотное кольцо на площади Субботников в тридцатые годы прошлого века
Цитата из газеты «На смену» (16 июля 1930 года):

«На ВИЗовской площади к 3 часам дня выстроились полукругом блестящие на солнце новые трамвайные вагоны (серии Х, произведенные в Мытищах). Трамвай на самом деле одно из условий выполнения промфинплана. Трамвай сможет крепкой нитью связать город с ВИЗом, улучшить бытовые и культурные условия жизни рабочих Верх-Исетска».
Вагон той самой серии Х, произведённый на Мытищинском машиностроительном заводе, въезжает на трамвайное кольцо на площади Субботников
Вагон той самой серии Х, произведённый на Мытищинском машиностроительном заводе, въезжает на трамвайное кольцо на площади Субботников
Строительство линии к Верх-Исетскому заводу шло с большими трудностями. В самом начале у рабочих в наличии было лишь 40% от необходимого количества рельсов – без гарантии того, что остальные 60% поступят в их распоряжение. Но все проблемы были решены, и линию сдали в срок.
Трамвайное кольцо на площади Субботников (карта 1932 года)
Трамвайное кольцо на площади Субботников (карта 1932 года)
Поначалу трамваи ходили от ВИЗовского кольца лишь до площади 1905 года. Чуть позже этот маршрут удлинился до железнодорожного вокзала.
Это фото сделано в день открытия новой линии с ВИЗа до ГЭС на Большом Конном полуострове (газета «Уральский рабочий», 1935 год)
Это фото сделано в день открытия новой линии с ВИЗа до ГЭС на Большом Конном полуострове (газета «Уральский рабочий», 1935 год)
Далее, в 1935 году, на путях, проложенных ещё при строительстве Свердловской ГЭС, появился новый маршрут – от ВИЗа на Большой Конный полуостров. Линия пролегла от кольца на площади Субботников по улице Заводской, далее сворачивая через частный сектор на улицу Орджоникидзе (сейчас это улица Татищева).
Трамвайные линии на ВИЗе (фрагмент карты 1947 года).
Трамвайные линии на ВИЗе (фрагмент карты 1947 года).
В начале 1960-х кольцо на ВИЗе перенесли с площади Субботников в ту конфигурацию, которую мы имеем сейчас. В связи с этим пути по улице Заводской разобрали, заменив их линией по улице Красноуральской. Так ВИЗовское кольцо приобрело знакомый всем нам сегодняшний вид, любоваться которым осталось совсем недолго.
Общество