Екатеринбург скоро лишится ещё одного всем привычного «старинного уголка»: кардинально поменяется трамвайное кольцо возле площади Субботников на ВИЗе. Его полностью разберут и построят заново: более широкое, с современными остановочными пунктами и диспетчерской. Движение трамваев будет организовано по-новому. «Разборка и перестройка» в значительной мере разрешат накопившиеся транспортные проблемы Верх-Исетского района.
ВИЗовское кольцо было построено почти одновременно с началом трамвайного движения в советском Свердловске. Первую трамвайную линию в городе запустили в 1929 году: она протянулась от Цыганской площади (сейчас это территория Южного трамвайного депо) по маршруту ул. Фрунзе – ул. 8 Марта – ул. Ленина – ул. Толмачева – ул. Свердлова – железнодорожный вокзал.
![Рабочие прокладывают трамвайные пути к Верх-Исетскому заводу. Газета «Уральский рабочий», 22 мая 1930 года](https://static.tildacdn.com/tild3036-3636-4438-b734-616632643461/0c49fd8d87cb99721493.jpg)
Далее проложили путь на ВИЗ. Эту ветку, связавшую Свердловск с тогдашним посёлком Верх-Исетск – местом расположения металлургического завода – запустили в 1930 году. Она вела к трамвайному кольцу, построенному почти у самой проходной завода. По случаю открытия новой линии провели торжественный митинг – пуск ветки приурочили к очередной годовщине изгнания с Урала армии Колчака.
![Так выглядело разворотное кольцо на площади Субботников в тридцатые годы прошлого века](https://static.tildacdn.com/tild6235-3231-4665-a234-393537333361/9a4d83dafd58f830202d.jpg)
Цитата из газеты «На смену» (16 июля 1930 года):
«На ВИЗовской площади к 3 часам дня выстроились полукругом блестящие на солнце новые трамвайные вагоны (серии Х, произведенные в Мытищах). Трамвай на самом деле одно из условий выполнения промфинплана. Трамвай сможет крепкой нитью связать город с ВИЗом, улучшить бытовые и культурные условия жизни рабочих Верх-Исетска».
«На ВИЗовской площади к 3 часам дня выстроились полукругом блестящие на солнце новые трамвайные вагоны (серии Х, произведенные в Мытищах). Трамвай на самом деле одно из условий выполнения промфинплана. Трамвай сможет крепкой нитью связать город с ВИЗом, улучшить бытовые и культурные условия жизни рабочих Верх-Исетска».
![Вагон той самой серии Х, произведённый на Мытищинском машиностроительном заводе, въезжает на трамвайное кольцо на площади Субботников](https://static.tildacdn.com/tild3264-3338-4239-b633-326165343730/d434eddf8e93632ab293.jpg)
Строительство линии к Верх-Исетскому заводу шло с большими трудностями. В самом начале у рабочих в наличии было лишь 40% от необходимого количества рельсов – без гарантии того, что остальные 60% поступят в их распоряжение. Но все проблемы были решены, и линию сдали в срок.
![Трамвайное кольцо на площади Субботников (карта 1932 года)](https://static.tildacdn.com/tild3961-3861-4764-a536-623461386232/6aaaa86bbde98cd09c46.jpg)
Поначалу трамваи ходили от ВИЗовского кольца лишь до площади 1905 года. Чуть позже этот маршрут удлинился до железнодорожного вокзала.
![Это фото сделано в день открытия новой линии с ВИЗа до ГЭС на Большом Конном полуострове (газета «Уральский рабочий», 1935 год)](https://static.tildacdn.com/tild3331-3135-4265-b466-313834663233/80424f33cbbc8e8933d5.jpg)
Далее, в 1935 году, на путях, проложенных ещё при строительстве Свердловской ГЭС, появился новый маршрут – от ВИЗа на Большой Конный полуостров. Линия пролегла от кольца на площади Субботников по улице Заводской, далее сворачивая через частный сектор на улицу Орджоникидзе (сейчас это улица Татищева).
![Трамвайные линии на ВИЗе (фрагмент карты 1947 года).](https://static.tildacdn.com/tild3738-3965-4865-a165-396631646535/f163357c4a6a69f20f25.jpg)
В начале 1960-х кольцо на ВИЗе перенесли с площади Субботников в ту конфигурацию, которую мы имеем сейчас. В связи с этим пути по улице Заводской разобрали, заменив их линией по улице Красноуральской. Так ВИЗовское кольцо приобрело знакомый всем нам сегодняшний вид, любоваться которым осталось совсем недолго.